Uncategorized

Талиб Якубов: О чем Международная независимая комиссия не отважилась сказать о событиях на юге Кыргызстана

Часть 1.  Двойные стандарты

Человек, оказывается, не все сразу улавливает и понимает – спустя время многое переосмысливает, переоценивает, что зачастую приводит к глубокому разочарованию.

Миром правят в основном интересы сильных государств – демократических, недемократических и т.д. Узнаешь, что демократические США в угоду маленькому Израилю полностью поддерживают диктаторские арабские режимы. За то, что они свои грузы провозят в Афганистан по железной дороге через территорию Узбекистана, поддерживают и репрессивный режим Ислама Каримова.

Не скажу за всех членов Народного движения Узбекистана «Бирлик», но могу сказать о немалой его части о том, что когда мы в конце 80-х годов прошлого столетия начинали борьбу за демократию и свободу в Узбекистане, эталоном для нас была американская демократия: мы ее считали безгрешной. Оказалось, что демократически настроенное американское общество одно, а власти США и их спецслужбы – совершенно другое.

Более 16 лет я, сначала как член НДУ «Бирлик», затем как правозащитник, часто встречался с представителями посольства США и других демократических стран, членами делегаций из этих государств, приезжающие в Ташкент, и имел с ними беседы. В каких только международных конференциях, симпозиумах, семинарах и встречах я не побывал – во многих европейских государствах, США, Турции и Южной Корее.

Чем дальше, тем больше я узнавал о двойных стандартах западной демократии, вернее правительств западных государств, особенно США, и начинал понимать их суть.

До 1993 года в Узбекистане о терроризме, экстремизме и фундаментализме речи не было. С 1991 года власти почему-то стали интенсивно возводить металлические заборы (парапеты) трехметровой высоты вокруг всех без исключения государственных учреждений. Одновременно на всех дорогах республиканского, областного и районного значения ГАИ РУз стала создавать блок-посты со шлагбаумами, бетонными блоками и ДОТами (долговременными огневыми точками). Узбекистан походил на государство, которое находится в состоянии войны с неким государством-агрессором.

Хотя режим И.Каримова начал войну против демократической и религиозной оппозиции сразу же после завоевания Узбекистаном независимости, но массовые и беспощадные аресты оппозиционеров начались в середине 90-х годов. С особым остервинением и цинизмом власти отправляли в тюрьмы людей по религиозным мотивам. Число обвиненных в исламском терроризме, экстремизме и фундаментализме, и потому арестованных, подвергнутых жесточайшим пыткам и унижениям, и далее осужденных на длительные сроки лишения свободы мусульман исчислялось не тысячами, а десятками тысяч.

Это были в основном

критически мыслящие имамы, независимые ученые-исламоведы, студенты догматического богословия, вплоть до учащихся средних школ с обучением арабского языка; лица миссионерского склада, т.е. тяготеющие к освоению религиозно-правовых предписаний и морально-этических норм ислама, арабского языка и других литературных памятников ислама в самодеятельных кружках; лица склонные к обрядности ислама, т.е. отправляющие пятничный намаз в мечети, – обязательного предписания ислама для каждого мусульманина; лица причастные к бытовому исламу, т.е. которые соблюдали регламент намаза в домашних условиях.

Были ли среди них экстремисты и террористы? Наверное, были. Экстремистски настроенные люди имеются и в США, и в любой европейской стране, и, вообще, в любом государстве мира. И не обязательно мусульмане: вон американский пастор, публично сжегший Коран – чистейший воды экстремист и никак иначе. Не одной, а рядом международных организаций Узбекистан признан государством, где пытки применяются в массовом порядке и систематически, т.е. в следственных органах прокуратуры, СНБ и милиции следователи проводят в жизнь государственный экстремизм. Вряд ли среди них найдется хотя бы один, который бы симпатизировал исламу.

Правозащитники в Узбекистане не могли не заметить массовых нарушений религиозных и гражданских прав мусульман. Мы не во всем были согласны с религиозными людьми, т.е. мы не защищали их идеи и идеологию, но мы обязаны были защитить их религиозные и гражданские права, прописанные в ряде международных документах как, напр., Международный Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП).

Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), напр., выпуская доклады, бюллетени, заявления и сообщения об этих вопиющих нарушениях, впервую очередь представляло их посольствам демократических стран в надежде, что правительства этих государств окажут определенное политическое или иное давление на власти Узбекистана, требуя от них соблюдения положения МПГПП, Всеобщей Декларации прав человека и других международных документов, подписанные правительством страны.

С такими мыслями я однажды шел на встречу с послом Италии госпожой Брунетти, прихватив с собой бюллетень ОПЧУ, посвященный вышеназванной теме. Долго листала г-жа Брунетти наш бюллетень, читая его, затем обратилась ко мне с вопросом: «Ваша организация происламистская?». Вопрос меня удивил, но я ответил: «Нет, ОПЧУ – светская, демократическая организация». Мой ответ ее не убедил: она продолжила задавать вопросы того же толка. За два часа, пока длилась наша беседа, мне не удалось убедить посла демократической Италии, что демократическая правозащитная организация может, должна и имеет право защищать религиозные и гражданские права приверженцев любой религии, в том числе и мусульман. Из посольства Италии я уходил с глубоким разочарованием.

По официальной версии во время расстрела мирной демонстрации 13-14 мая 2005 года в Андижане погибли 187 человека. В начале все замолкли в основном из-за страха перед властями, хотя уже тогда некоторые говорили совсем о другом количестве погибших: убитых было не меньше 2000, а то и больше. Со временем, когда страх отошел и люди немного осмелели, число 2000 вызывало у многих протест: они с убеждением говорили о порядка 5000 убитых. При любом расстреле число раненых в разы превышает числа убитых. Власти до сих пор не объявили о числе раненых в андижанской бойне. Достоверно известно, что всех раненых, находящихся в больницах, вывезли оттуда люди спецслужб, и никто из них не вернулся в свой дом.

США и ряд стран Европы имеют в Узбекистане свои посольства и работники этих посольств были в гуще событий тех дней. Хотя Андижан был окружен 2-3 кольцами военных и сотрудников спецслужб, которые не пропускали никого в город, интернет и телевидение зарубежных стран были заблокированы, создавая информационный вакуум вокруг андижанских событий, тем не менеее посольства демократических стран имели определенный ресурс в добыче информации об андижанской резне.

По крайней мере узбекская демократическая оппозиция надеялась, что такие государства как США, Франция, Германия и Великобритания приложат усилия в решение вопроса о возбуждении международного уголовного преследования высших должностных лиц Узбекистана, расстрелявших свой народ. Надежды сменились разочарованием: демократии и правам человека в Узбекистане вышеперечисленные государства и Европейский Союз предпочли получение оттуда газа, хлопока и других природных ресурсов, а также использование железной дороги и Термезского военного аэродрома для перевозок грузов в Афганистан.

Помню, я сильно возмущался когда советская пропаганда писала, что в США людей с черной кожей считают людьми второго сорта. Прошли многие годы пока до нас дошло, что в США есть не только понятие «люди второго сорта», но и понятие «народы второго сорта», а то и «третьего сорта». Наверное оно укоренилось не в мозгу простого американца, а в мозгу людей власть предержащих. Узнав теперь о том, что США поддерживают всех арабских, африканских, почти всех постсоветских диктаторов, я уже не возмущаюсь, а сожалею, что миром правит двуличие.

Часть 2.  Киргизский национализм

 

«Да, я националист. Я люблю свой народ» заявил мэр г.Ош Мелис Мырзакматов в прошлом году, когда в этом городе шли убийства и массовые погромы узбеков со стороны многотысячных толп киргизов, которые шли за военными БТРами, а узбеки защищались как могли. Хотя он мэр, но он имел в виду только киргизов и оказался последователем национализма, то есть идеологии и политики, основывающейся на идеях превосходства и исключительности какой-либо нации, в данном случае киргизов.

Я знал киргизского политика Топчубека Тургуналиева, не раз с ним встречался, сутки гостил у него на даче, много чего с ним при встрече мы обсуждали. Я бы поверил, если кто-то мне сказал: «Ты станешь императором Японии», но никогда бы не поверил, если сказали: «Со временем Топчубек Тургуналиев станет киргизским Геббельсом». Судя по всему он им стал. В 30-е и в начале 40-х годов прошлого столетия, произнеся свои зажигательные речи о превосходстве и исключительности немецкой нации, Геббельс еще не понимал, что нацистская идея бесноватого австрийца Адольфа Гитлера непременно приведет к крупнейшей национальной и государственной катастрофе в Германии.

Являясь государствообразующей, немцы были великой нацией, но ни относительно англичан, ни относительно французов, ни относительно русских, против которых они воевали, они превосходящей нацией не были. Немецкий народ еще тогда был достойным назваться великим потому, что дал миру великих философов, поэтов, писателей, художников, ученых во всех направлениях науки, построил великолепные города.

Наверное и у почти первобытных племен, живущих в бескрайных лесах Амазони Южной Америки или в джунглях Африки, есть понятие «великий народ» о себе. Ну что ж, не возбраняется иметь мнение о себе, что данное племя является великим народом. Но примут ли другие народы, живущие рядом и не рядом, данный тезис, зная, что люди этого племени и читать-то не умеют?

На нашей кафедре работали несколько казахов. Отношения между узбеками и ими были хорошие, но иногда казахи затевали спор о том, что казахи являются великим народом. Мы, узбеки, парировали их доводы полусерьезно, полушуткой: вы – кочевники, у вас письменности не было до недавнего времени. У вас была думбра, аккомпанируя на ней вы пели, плясали, сочиняли и пели свои эпосы. И все. Наши предки, оседлые люди, имели свою письменность, строили города, развивали науки. Улугбек, внук Амира Тимура, правитель Самарканда и великий ученый составил таблицу значений тригонометрических функций, которая сейчас называется «Четырехзначная таблица Брадиса» – обо всем этом вы сами знаете. Таблица же Улугбека была семизначной. Как вы можете доказать, используя свою думбру, теорему: «сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату его гипотенузы». На этом спор о великости казахов заканчивался. Смеясь, все расходились.

Сейчас разговор о великости киргизов ведет кому не лень. На счастье киргизов они ухватились за эпос «Манас», которого своим считает не один народ помимо киргизов. Для «доказательства» великости трехмиллионного киргизского народа в бой брошен даже такой «ученый»-шут как Турусбек Мадылбай, который без стеснения утверждает, что название острова-материка Австралии исходит из киргизского языка (аустрыб ал – поменяй). Тьфу! Мерзость!

Кочевый народ без письменности, с единственным эпосом, совершенно далекий от науки, градостроительства, земледелия быть великим не может. Получивший государственность от большевиков, независимость благодаря распаду СССР, киргизский народ, как и многие другие народы СССР, по части науки оказался у дырявого корыта, так как 98% научной информации была сосредоточена в русском языке. О какой великости данного народа можно говорить, если во всех науках, кроме его языка и литературы, не разработана научная терминология?!

Прежде чем говорить о великости своего народа горе-политикам-киргизам следовало бы подумать о цивилизованности общества, состоянии в нем духовной культуры, толерантности, межнационального и межрелигиозного согласия. Может ли быть народ великим, если БОН (батальон особого назначения) баб, орущих во всю глотку с пеной у рта, вступающих в рукопашную драку с любым человеком, на кого власти их натравливают, чуть ли не стал визитной карточкой, символом «великого» киргизского народа? Нет, не может!

До заражения идеологией нацизма немецкий народ являлся великим. С тех пор прошло минимум 75 лет. Немцы в состоянии нынешних киргизов (по уровню науки, градостроительства, земледелия и пр.) были наверное в VII-м веке, когда еще назывались варварскими племенами. Великими они стали через минимум тысячу лет! Каких-то 75 лет назад этот великий народ заразился бациллой нацизма и эта чума навлекла на голову немцев и других народов Европы бесчисленные беды, страдания, потери и разрушения.

Диктаторы не переводятся, хотя каждый следующий наступает на те же грабли, что и предыдущий. Точно также не переводятся и идейные геббельсы – нацисты, радикалисты, националисты и пр. Вот как определяют некоторые источники понятие радикалист: «…представитель крайных, бескомпромиссных приверженцев каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов. Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды…».

Радикальным националистампопулистам присущ необычный политический стиль: массовые манифестации, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах.

Все это, к сожалению, мы видим в маленьком Киргизистане, где развивается особый тип «демократии» – охлократия. Обратимся Аристотелю, великому греку, который определил сей термин: «охлократия  — власть толпы  — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов».

Обыкновенный демагог может повлиять на массы больше чем великий ученый. Геббельс не был великим ученым, но был незаурядным демагогом. Альберт Эйнштейн и Макс Планк были великими учеными, но они ничего не смогли предложить массам, чтобы убедить немцев в пагубность их выбора. Используя демагогию о великости киргизского народа и его превосходстве над другими народами страны Топчубек Тургуналиев, Камчибек Ташиев, Анвар Мадумаров и Мелис Мырзакматов запросто переигрывают немногочисленных, но достойных ученых-киргизов, которые (пришли в науку только в советский и постсоветский периоды) видят в демагогии политиков угрозу и самому киргизскому народу, и государству в целом.

За последние 21 год Киргизистан пережил две трагические столкновения между киргизами и узбеками, три государственных переворота, охлос постоянно будоражил страну своими необузданными митингами и шествиями. Сейчас вряд ли можно установить фамилию того человека, который назвал государство со всеми этими негативами «островком демократии в ЦА». 21 год этот островок омывается человеческой кровью. «Островок охлократии» с непревзайденными демагогами в ЦА – наивернейшее определение нынешнего Киргизистана, независимо от того нравится оно киргизским геббельсам или нет.

Часть 3.  Был ли геноцид узбеков в июне 2010 года?

 

Киргизы и примкнувшие к ним кипчаки с 1990 года два раза устраивали бойню против узбекского населения южного Киргизистана и в обоих противостояниях узбеки становились обороняющейся стороной. Так как вся история киргизов соткана из кочевых набегов на соседей, и эти две бойни по смыслу, характеру и беспощадности от их набегов, например,,в XVIII – XIX  столетиях, ничем не отличаются, если не брать во внимание вооружение и способа передвижения.

В любом гражданском противостоянии различают нападающую и обороняющуюся стороны. В современных условиях число жертв и пострадавших одной из сторон может быть несравнимо больше таких же параметров другой стороны, если вторая сторона: (1) численно многократно превосходит первую сторону; (2) лучше и масштабнее вооружена чем первая; (3) ее поддерживает воинский контингент с военной техникой и/или контингент других силовых структур.

Первая бойня (июнь 1990 г.) осталась не расследованной – тому причины: распад СССР, неразвитость информационных технологий и преступное нежелание руководства Узбекистана защитить узбеков юга Киргизской ССР, части узбекского народа. Вторая бойня (июнь 2010 г.) была развязана в то время, когда получение, обработка и передача информации о происходящем достигли высокого уровня: об убийствах и погромах были засняты тысячи видиороликов, фотографий, переданы в эфир сотни сообщений, отправлены десятки тысяч э-майлов и т.д. Мир видел, читал, слышал, анализировал, обращался, негодовал, просил и т.д. Результат – Международная независимая исследовательская комиссия (МНИК) под эгидой ОБСЕ.

В отчете МНИК указывается, что в столкновениях июня 2010 г. в южном Киргизистане погибло около 470 человек, из которых 74% являются узбеками, 25% – киргизами, 1% – представителями других национальностей. Эти цифры красноречиво и убедительно показывают, что узбеки были обороняющейся стороной: ни о численном превосходстве узбеков или численном равенстве сил речи быть не может.

В оценке разных источников, в том числе и государственных органов, имеются большие расхождения. Куратор силовых структур во Временном правительстве (ВП) Азимбек Бекназаров в своем интервью газете «Коммерсантъ» заявил, что в столкновениях погибло 893 человека, а руководитель ВП Роза Утунбаева признала, что за пять дней было убито, по крайней мере, 2000 человек – почти в 10 раз больше, чем по официальным данным. Еще в те трагические дни люди просили А.Бекназарова разбить число убитых по национальному признаку, но этот великий демагог-юрист тогда ловко ушел от ответа. «Это те, чья смерть официально зарегистрирована. Но многие – и узбеки, и киргизы – хоронили людей без регистрации», – сказал А.Бекназаров в своем интервью.

Прошлогодное июньское противостояние между узбеками и киргизами не просто случайная вспышка против накопившихся обил, а тщательно запланированная и осуществленная акция верхов, т.е. киргизской политической элиты – так утверждать есть все основания. В самом деле, если даже придерживаться только оценки МНИК по погибшим, то число убитых узбеков в три раза превышает числа погибших киргизов. Если случившиеся считать случайным событием во взаимоотношениях двух этносов, то, как бы получается, что киргизы одержали полную «победу» над «ненавистными» узбеками.

Тогда чем объяснить:

(1)              тотальное предание огню жилищ, торговых точек и предприятий узбеков?

(2)              Тотальное мародерство, т.е. разграбление имущества узбеков?

(3)              участие в кровавой бойне киргизской военной техники на стороне киргизов? Объяснение крайне простое: эта акция осуществлена не просто для того, чтобы запугать узбекское население юга Киргизистана, чтобы оно всегда вело себя тише воды и ниже травы. Киргизские «стратеги» полагали, и на этом строили свой план, что лишив узбеков всего – жилищ, торговых точек, предприятий и других жизнеобеспечивающих условий – можно, раз и навсегда, добиться полного изгнания узбеков из их исконной родины, как в свое время джунгары и прочие завоеватели-кочевники изгнали киргизов из Минусинской котловины – родины киргизов. Как говорят: «Обиду от Али возместили на Вали».

А что происходило в Киргизистане после кровавых событий? Происходило совершенно непонятное: соотношение числа арестованных и осужденных узбеков к числу киргизов, к которым были применены те же санкции, равнялось … Вот лишь некоторые факты и цифры – пусть вывод каждый сделает сам.

 

УД- 1: На декабрь 2010 года было заведено 5162 уголовных дела; из расследований, которые привели к обвинениям, этнический состав обвиняемых следующий: 79% узбеков, 18% киргизов (соотношение почти 4,4:1);

УД-2: В г.Оше обвинения в убийстве были предъявлены 27 обвиняемым, 24 из которых были узбеками и 2 – киргизами (соотношение 12:1);

принимая во внимание количество жертв, из этого следует, что узбеков более чем в 30 раз чаще обвиняют в убийстве, чем киргизов;

УД-3: Во время расследований 306 человек было арестовано; из 271 заключенного под стражу 230  были узбеками, 39 – киргизами (соотношение почти 6:1);

УД-4: В одном из СИЗО г.Ош 160 человек было взято под стражу, из которых 132 были узбеками, 22 – киргизами (соотношение 6:1);

УД-5: Пропорция лиц, содержащихся в том СИЗО на основе участия в массовых беспорядках была: 79 узбеков, 5 киргизов (соотношение почти 16:1);

УД-6: На декабрь 2010 года расследование по 170 уголовным делам было завершено и передано в суд как в Оше, так и в Джалал-Абаде для рассмотрения. Эти дела включали 311 обвиняемых и 447 потерпевших. Пропорциональный состав обвиняемых приблизительно: 79% узбеков, 18% киргизов (соотношение 4,2:1);

УД-7:  Спустя почти шесть месяцев после событий из 71 человека, осужденного или обвиненного в убийстве, 59 – узбеки (83%) и 7 – киргизы (9,8%) (соотношение 8,4:1);

УД-8:  184 судебных процесса прошло в судах Ошской и Джалал-Абадской областей; все судебные процессы проводились судьями, являющимися этническими киргизами.

Факты и цифры говорят сами за себя. Они красноречиво заявляют:

(I) и после остановки кровавых столкновений власть Киргизистана продолжила полномасштабные преследования узбекского населения страны, переходя на плоскость правоохранительных и судебных произвол;

(II) курс по выживанию узбеков из южного Киргизистана, повторим, из их исконной родины, чем занимались власти А.Акаева, и К.Бакиева, нынешняя власть продолжает, но уже на уровне геноцида;

(III) политики-киргизы во главе с Розой Утунбаевой, устроившие в апреле 2010 г. государственный переворот в стиле большевиков, должны понести не только политическую, но и уголовную ответственность.

 

Всякая группа людей, сменившая (путем демократичных выборов или устраивания госпереворота) другую группу у власти, в первую очередь берет на себя ответственность за жизнь, мир и безопасность каждого гражданина страны и народа в целом. Группа людей, устроившая госпереворот, и таким путем пришедшая к власти, тем более несет двойную ответственность. Сейчас сами киргизы, да и все за пределами Киргизистана, уверенно говорят, что ВП во главе с Розой Утунбаевой во время трагических событий в июне 2010 г. не контролировало ситуацией на юге страны. Одно то, что мэр г.Оша М.Мырзакматов проигнорировал приказы и указы ВП чего стоит!

 

Основной вопрос: был геноцид узбеков со стороны киргизов в июне 2010 г.? Ответ однозначный: БЫЛ! Вот как определяется геноцид в Римском Статуте Международного Уголовного Суда (МУС) (Статья 6. Геноцид):

Для целей настоящего Статута «геноцид» означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. [конец определения].

Не обязательно быть юристом, чтобы понять, что в той бойне от деяний бесчинствующих толп киргизов, которых поддерживали представители силовых структур с боевыми машинами, узбеки южного Киргизистана пережили все ужасы, которые указаны в пунктах а), b),cd).

Вот об этом не отважилась сказать МНИК. Почему? Не зря и не случайно Госдеп США вручил свою награду «Отважная женщина» президенту Киргизистана Розе Утунбаевой именно опережая публикацию отчета МНИК. Что ценнее в данное время для США: несколько тысяч убитые узбеки или аэродром «Манас», используемый ими для ведения войны в Афганистане? Во все времена США неизбежно исходили из собственных интересов. Даже тогда, когда за океаном погибали миллионы людей во 2-й мировой войне. А тут мы говорим о гибели каких-то нескольких тысяч узбеков! Ой как нужна мадам Утунбаева Штатам! Коли нужна, то Штаты ее уберегут от МУС, как в свое время, после жестокого расстрела андижанцев, они уберегли Ислама Каримова от кары международного суда.

Я уверен, не будь сигнала (награждение Р.Утунбаевой) США, МНИК госпереворотчикам-киргизам, помимо преступлений против человечности, без раздумий вмазала бы еще и геноцид.

Javob berish

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Изменить )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Изменить )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Изменить )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Изменить )

Connecting to %s